Прибежище
музыкантов, поэтов, художников и ремесленников
Самый творческий дом Барнаула —
в спецпроекте altapress.ru
Сочетание кирпича с деревом, окна необычной формы, виднеющийся издалека шпиль — все это о здании на пересечении ул. Короленко и пр. Красноармейского. Угловой дом за 106 лет успел приютить и обогреть женскую гимназию, творческие коллективы, множество ремесленников, маэстро-обувщика и даже автошколу. Чем необычно здание и почему с каждым веком оно только молодеет — рассказывает altapress.ru.
Адрес: пр. Красноармейский, 14 / ул. Короленко, 96
Год постройки: 1904
Этажность: 2 (с цокольным — 3)
Площадь: 1200 кв. м
Глава 1
Гимназистки
румяные
Что было в начале ХХ века
Мария Будкевич
В 1904 году дом, тогда еще двухэтажный, построила малоизвестная предпринимательница и общественный деятель Эмма Лури. Проект одобрило Томское губернское управление. Первые несколько лет в здании квартировал офицерский клуб. Здесь останавливались военные Барнаульского полка.
После офицеров здание отдали женской гимназии. Частная гимназия Марии Будкевич, чьим именем памятник официально назван сегодня, заняла просторные помещения в 1907 году.

Открытие новой женской школы оказалось для города большим достижением, ведь это были времена, когда все больше представительниц прекрасного пола стали мечтать об образовании.
В 1877 году в Барнауле появилась прогимназия (для учеников младших классов), которая 23 года спустя приобрела статус гимназии. В начале ХХ века в городе действовали как минимум два частных учебных заведения для женщин и одно казенное. Было развито домашнее обучение, в роли преподавателей также нередко выступали дамы.
Данил Дегтярев
Историк
Почему на Красноармейском
Мария Будкевич хотела разместить собственную школу именно в центре Барнаула. Это позволило бы ученицам быстрее узнавать о важных городских событиях. Выбор пал на здание офицерского клуба в Конюшенном переулке (ныне — пр. Красноармейский). Недалеко отсюда находились Народный дом (государственная филармония), Покровский собор и Демидовская площадь.
Никак без педагога
Барышни-гимназистки в течение семи-восьми лет изучали русский и иностранные языки, литературу, пение, рисование, рукоделие, танцы, чистописание, историю, грамматику, арифметику и Закон Божий. Некоторые предметы были дополнительными, в учебном заведении их вели за отдельную плату. И, конечно, директор подбирала только самых умелых наставников.

В работе с подопечными учителя применяли карты, рисунки, таблицы и специальные тетради. Гимназистки писали доклады, читали «Мертвые души», «Грозу», «Мцыри», «Охотничьи рассказы», «Ревизора», а особое внимание уделяли творчеству Александра Пушкина.
Цифра
50–90
рублей за два семестра стоило обучение в гимназии Будкевич
В 1908 году в женской гимназии учились
38
дворянок
25
дочерей духовных лиц
35
крестьянок
217
мещанок
Два — в три
Число учениц постепенно росло. В 1912 году арендованное учебным заведением здание надстроили еще на этаж. Благодаря этому у гимназисток появились хороший физический кабинет и библиотека из 3676 книг. Но за ХХ век один этаж «исчез».

Исчезновение первого этажа
Уровень грунта снаружи поднялся на 0,5–1 метр, поэтому кажется, что потолки помещений на цокольном этаже должны быть низкими. Это не так. Внутри подвала расположена котельная с массивными печами и «каминами», достигающими трех метров в высоту — выше человеческого роста. Сохранились три печи из шести. Зимой их топят круглосуточно, на что уходит не меньше 10 тонн угля в месяц.

К закату
Материальное положение женской гимназии значительно ухудшилось после революции. Власти преобразовали частное учебное заведение в казенное. Коллектив при этом старался заработать и своими силами.

«Сначала родительский комитет поставил пьесу Николая Гоголя "Женитьба" в пользу неимущих учениц, а после гимназистки устроили благотворительный вечер в пользу георгиевских кавалеров», — отмечает краевед Василий Гришаев.

Бревенчатое здание чудом уцелело в результате пожара в мае 1917 года, оно было вновь передано под офицерские квартиры, и занятия гимназии пришлось проводить в Алтайском центральном кредитном союзе. Больше подходящих мест не было.
Примерно в середине 1920 года Губернский отдел народного образования закрыл гимназию Будкевич из-за эпидемии тифа, а помещения отошли государству. Здесь располагались общеобразовательная школа № 16, затем военно-санитарный отдел Алтайского губисполкома, после Великой Отечественной войны дом заняла школа № 8.

На территории здания в послевоенные годы была конюшня. А до конюшни — сад. Он появился еще при гимназии Будкевич.

В 1980-х годах в помещение въехала краевая автошкола.
Глава 2
Жил-был
художник один,
домик имел
и холсты
Что в здании сейчас
Здание буквально дышит стариной. В доме есть кирпичи, солнечная рыжина которых до сих пор пылает огнем, тяжеловесные двери, украшенные витиеватой цветочной резьбой, и комнаты с «космически» высокими потолками.
Крутой дом! Он уникален своей необычной архитектурой и очень сильно отличается от всех деревянных зданий города. Памятник неплохо сохранился и находится на центральной улице, что хорошо для туристов, которые редко гуляют по малоизвестным улицам. Жаль, в доме нет музея Будкевич. Это была дама, которая для женского образования в Барнауле сделала очень много.
Антон Кокорин
Экскурсовод

Модерново!
По форме строение напоминает букву Г. Цокольный этаж, раньше считавшийся первым, построен из кирпича. Но цвет материала немного едкий и неестественный — не совсем такой, как внутри здания. Вероятно, нижнюю часть фасада когда-то выкрасили в оранжевый оттенок, чтобы подстроиться под имеющийся. К сожалению, мимикрия не удалась, и сквозь морковную штукатурку пытливо проглядывают чуть более насыщенные пятнышки.
Эркер, выступающая часть сооружения, похож на длинный восьмигранный барабан. Смотришь и думаешь: а не выпадет ли «сектор "Приз"»? Вдруг музыкальный инструмент повернется и раскроет свой внутренний мир? Но если представить, что эркер — не барабан, а богатырь-защитник, то на его могучих плечах можно заметить голову в натертом до блеска шлеме — ерихонке. Это купол-главка со шпилем. До надстройки первого этажа эркер был ниже на целый этаж.
Над входной дверью поблескивает стеклянное окно-роза интересной треугольной формы.
И, честно, какая девушка откажется подчеркнуть узкую талию? Вот поэтому у гимназии Будкевич выразительный междуэтажный пояс.
Left
Right
По форме строение напоминает букву Г. Цокольный этаж, раньше считавшийся первым, построен из кирпича. Но цвет материала немного едкий и неестественный — не совсем такой, как внутри здания. Вероятно, нижнюю часть фасада когда-то выкрасили в оранжевый оттенок, чтобы подстроиться под имеющийся. К сожалению, мимикрия не удалась, и сквозь морковную штукатурку пытливо проглядывают чуть более насыщенные пятнышки.
Эркер, выступающая часть сооружения, похож на длинный восьмигранный барабан. Смотришь и думаешь: а не выпадет ли «сектор "Приз"»? Вдруг музыкальный инструмент повернется и раскроет свой внутренний мир? Но если представить, что эркер — не барабан, а богатырь-защитник, то на его могучих плечах можно заметить голову в натертом до блеска шлеме — ерихонке. Это купол-главка со шпилем. До надстройки первого этажа эркер был ниже на целый этаж.
Над входной дверью поблескивает стеклянное окно-роза интересной треугольной формы.
И, честно, какая девушка откажется подчеркнуть узкую талию? Вот поэтому у гимназии Будкевич выразительный междуэтажный пояс.
Эти маленькие детали вырисовывают характерный образ, сложенный в едином стиле — модерне, для Барнаула редком.

Из учебного пособия «История Барнаула» (2000 год):
«Модерн появился в городе в начале ХХ века. При строительстве использовались стекло, майолика, изразцы, витражи, зеркала. Широко применялся металл. Примерами модерна в Барнауле являются здания городской телефонной станции (ул. Интернациональная, 74), бывшей библиотеки (ул. Никитина, 90) и некоторые другие».

Каков бетон
Как ребенок зарывает фантики в землю, так и дом хранит в себе секреты. Пару лет назад Виктору Романову, руководящему расположенным в здании «Городом мастеров», удалось узнать тайну: гимназия Марии Будкевич стоит на песке.
Мы с геологами определили, что дом на песке. Просто кирпич на песке. Здание, конечно, трясется, когда по Красноармейскому идут фуры и трамваи. Я думал, внизу что-то залито. Но нет. Не знаю, как дом столько простоял, ведь в подвал заходит вода.
Виктор Романов
Директор «Города мастеров»
Цифра
1
метр — толщина стен в подвале.
46 окон на фасаде.
Посетителям рады
«Город мастеров» располагается здесь с 2009 года. Около трех лет назад здание было окончательно передано народным ремесленникам. Сейчас сюда заходят туристы, иностранцы, школьники. Уже на входе гостей встречает широкая деревянная лестница, буквально пропитанная вековой памятью. Ее ступени, обрамленные крепкими перилами, не издающие ни малейшего скрипа, ведут туда, где трудятся художники и музыканты.
Ступени и перила сохранились полностью, только в последние годы были покрыты несколькими слоями краски. Ее я полностью снял, потратил целую неделю. Интересно, что во время работы нашел на балясине выведенное карандашом слово, писал явно ребенок. Это музыкальный бемоль. Неизвестно, когда появилась надпись: до революции или в 50-х. Но, находя такие вещи, в любом случае чувствуешь себя по-особенному, хочется показывать их людям.
Виктор Романов
Директор «Города мастеров»
Мастерские
Наверху сейчас расположены почти все мастерские. Их просторные помещения пестрят разной утварью. С картин смотрят будто ожившие, человеческие взгляды, на полках красуются нарядные куклы, и даже от кованых и берестяных изделий веет теплом.

В углу выставочной комнаты, недалеко от лестницы, терпеливо ждут своего часа настоящие доспехи. Железные «наряды» — отполированные, привлекающие внимание, добротные. Изготавливает их Виктор Замятин, мастер художественной пластики металла, работающий в «Городе мастеров» более восьми лет. Ремесленник, как и коллеги, очень любит здание, считает его красивым, удобным.
Бывшая гимназия Будкевич располагается в замечательном месте. Все-таки старинная часть города, историческое здание, интересное и необычное… Мне приятно проводить тут время. Правда, ремонт бы поскорее сделать, хотя и без него атмосфера не хуже.
Виктор Замятин
Мастер
Деревянные фигуры из корней, выполненные мастером Александром Малевским, похожи на реальных людей и животных. Они, тонкие, изящные, будто оберегают здание и молодость его духа.

Яркости помещениям придает и расписная посуда, выглядящая как объемные холсты. На самобытных 3D-картинах изображены растительные элементы и динамичные пейзажи в теплых и холодных цветах. Шедевры рождаются в мастерской художественной росписи Анны Гуниной, уверенной: старые дома — самые комфортные.
Дома появляются, стареют, что-то испытывают, живут, дышат. Им больно, когда они разрушаются. Их нужно беречь. В нашем деревянном здании все ведь сделано для человека творческого, мыслящего. Даже высокие потолки — не случайность. Это воздух! А если дышится легче, то и мозг работает. Так что нам тут уютно, тепло. Мы прикипели к дому, хочется, чтобы он сохранился.
Анна Гунина
Мастер
Пляшет и поет
В мастерской Александра Гнездилова стоит сине-серый рояль. Предыдущие владельцы собирались отправить его на свалку из-за повреждений. Александр починил инструмент и придал ему обновленный вид. За роялем, ближе к стене, ухитрилась спрятаться внушительных размеров бас-балалайка с корпусом орехового оттенка. А тот, кто повернется спиной к окну, обязательно заметит грациозную арфу ручной работы и гармошку.
Изготовлением гармоней, игру на которых здесь слышно очень отчетливо, занимается другой мастер — Александр Ланин. Его коллекция наполнена крошечными и полноразмерными инструментами. На создание одной гармошки высотой примерно 10 сантиметров уходит четыре месяца, крупной — год, поэтому ремесленник нередко засиживается в здании до утра. В мастерской виртуозного гармониста много материалов и приспособлений для работы, стоят диван и столик, а окна выходят во двор со стороны Короленко. Отсюда видны уцелевшие наличники и силуэты деревянных скульптур.
Цифра
4
метра — высота потолков на первом этаже архитектурного памятника. На втором они немного ниже, но в целом комнаты большие. В них удобно рисовать, играть на музыкальных инструментах: балалайках, гуслях, гармонях.
Обувных дел мастер
С перекрестка видна маленькая дверь, ведущая на цокольный этаж. Всего пару лет назад помещение арендовал обувщик. Чтобы попасть внутрь, ему и клиентам приходилось сгибаться в три погибели.
По послевоенным воспоминаниям учениц школы № 8, «обувщик был здесь всегда». Сдавать ему помещение перестали после перехода здания в руки «Города мастеров».
Обувных дел мастер
С перекрестка видна маленькая дверь, ведущая на цокольный этаж. Всего пару лет назад помещение арендовал обувщик. Чтобы попасть внутрь, ему и клиентам приходилось сгибаться в три погибели.
По послевоенным воспоминаниям учениц школы № 8, «обувщик был здесь всегда». Сдавать ему помещение перестали после перехода здания в руки «Города мастеров».

Не обошлось без мистики
Ремесленник Ланин предполагает, что в бывшей гимназии Будкевич, кроме мастеров и животных, обитает некая незлая сущность, то дарящая, то тихонько забирающая вдохновение. Слышны скрипы, при фотографировании в воздухе может появиться странная летающая точка. Ко всему прочему, в помещениях, вероятно, хозяйничает домовой. Не обходится и без пугающих приключений.
Как-то приехал на работу поздно вечером. Поднимаюсь наверх, а на стуле в полутьме кто-то сидит. Черная фигура, нога закинута на ногу. Мне чуть плохо не сделалось, сердце в пятки ушло. Оказалось, ростовую куклу лисы убрать забыли. Такой же случай был, когда в коридоре стояла статуя человека, обмотанная черным скотчем.
Александр Ланин
Мастер

Меховые животы
Насчет существования призраков и духов точно утверждать нельзя, зато загадочные котики Васька и Дуська не скрываются и спокойно разгуливают по мастерским. Ласковый и пушистый Василий взглядом приветствует проходящих по коридору, запрыгивает на руки ко всем, кого признает. Дуся, предусмотрительная и осторожная, подолгу наблюдая за гостем, подходит позже. Еще в здании раньше жил Черныш, обожавший исследовать подвал с гончарной мастерской.
Глава 3
Мы побелим
потолок, как бы
ни был он
высок
Что будет дальше
Летом в малом дворе, окруженном забором, всегда посиделки.
В июне – августе вожу во двор иностранцев, чай с медом пьем. Тихо, уютно. Даже шум Красноармейского слышен мало. Наш гармонист Ланин играет. А забор, кстати, он сам делал. По старым чертежам.
Виктор Романов
Директор «Города мастеров»
Реставрация бывшей гимназии Будкевич начнется в ближайшее время. Пока ремонт идет в коридоре и частично в подвале. Предполагается, что будут обновлены все помещения, заменены окна и восстановлены недостающие деревянные наличники. От шлифовки бревен директор «Города мастеров» планирует отказаться, чтобы сохранить старинную часть фасада.
Дом — живой, разносторонний, и, несмотря на возраст, его вытянутые прямоугольные и стрельчатые окна-глаза светятся, как у молодой девчонки, закинувшей локоны-резьбу за изящные ушки.
Читайте также

Сетевое издание «SV-KURS.RU» - свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70984 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13.09.2017. Учредитель и издатель ООО «Курс».

Адрес учредителя, издателя, редакции: 656015, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Профинтерна, д. 5, кв. 16

Главный редактор Суслов А.Б.

email: svkurs2018@gmail.com

8-903-910-3006

Прайс-лист ИД «Алтапресс» 2020

Прайс-лист ИП Прохорова 2020

18+.