Разгон после торможения: в автосалоны Алтая вернулись покупатели, но не во все

После четырех лет затяжного падения рынок новых легковых автомобилей нащупал дно, оттолкнулся от него и начал восстанавливаться. В этом ему помогли программы гос­поддержки. В Алтайском крае темп роста оказался даже выше, чем в среднем по стране. По некоторым моделям динамика могла бы быть даже более внушительной, но производители оказались не готовы быстро удовлетворить спрос.

Автомобили. СС0

За три квартала 2017 года жители Алтайского края поставили на учет 5740 новых легковых автомобилей. Это на 20,6% больше, чем в январе — сентябре 2016 года. Такие данные altapress.ru предоставили в аналитическом агентстве «Автостат».

В других регионах динамика похожая: в целом по России число проданных экземпляров, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), увеличилось на 17,3%. Правда, АЕБ учитывает в том числе и продажи легкого коммерческого транспорта. Но его доля невелика и в целом не искажает общую картину. В ассоциации отмечают, что к Новому году рынок по объему, скорее всего, вернется к уровню 2015 года.

Из 10 самых востребованных в Алтайском крае брендов продажи нарастили все, кроме Renault. Спрос на машины французской компании снизился на 15%. Всего за девять месяцев жители региона поставили на учет 450 автомобилей этой марки. Интересно, что год назад наблюдалась противоположная картина: когда все лидеры уходили в минус разной степени глубины, дилер Renault сумел нарастить продажи на 21%.

В этом году прорыв продемонстрировали южнокорейские бренды. Hyundai разошелся в регионе тиражом 680 экземпляров (+74%), KIA — 455 (+65%). У последней марки локомотивом продаж стал обновившийся в этом году седан Rio, а Hyundai «сделал кассу» на кроссовере Сreta (см. блок «Топ-10 автомобилей года на Алтае»). Также Hyundai в начале года удачно обновил свой бестселлер Solaris.

В 2017 году стали заметно лучше разбирать Datsun (180 экземпляров, +56%) и Nissan (545 продаж; +34%). Последний вместе с «корейцами» оттеснил Renault в рейтинге самых продаваемых марок со второго места, куда «французы» забрались в 2016 году, обратно на пятое.

Безоговорочный лидер продаж — Lada с недосягаемым для конкурентов показателем 1,2 тыс. проданных автомобилей (+17%). В конце 2015 года «АвтоВАЗ» выпустил сразу две конкурентоспособные модели — Vesta и Xray. За это время обе неплохо себя зарекомендовали и попали в топ-10 самых популярных в стране, но в Алтайском крае в «десятке» закрепилась только Vesta. Хэтчбеку Xray на Алтае предпочитают классический внедорожник 4×4. Такова специфика аграрного региона, говорят дилеры.

— У нас показатели на уровне прошлого года. Основные наши потребители — сельхозпроизводители. Но они сейчас сидят без денег (в этом году в стране и в крае установился крайне низкий уровень цен на зерновые нового урожая. — Прим. ред.).

— Программы господдержки, которые действовали в этом году, оказались достаточно эффективными. На продажах сказалось оживление экономики и то, что «АвтоВАЗ» повысил уровень своей продукции. Летом у нас практически не было машин на площадке — продавали их буквально с автовозов (конечно, делая предпродажную подготовку). По Lada Vesta был даже дефицит, завод не успевал их поставлять. И сейчас у нас предоплаченных машин около 30. В ноябре мы запустили в продажу универсал Vesta SW, и эти машины распроданы уже до февраля 2018 года.

— Думаю, оживление рынка связано частично с ростом доходов населения, частично — с эффектом отложенного спроса. В предыдущие годы люди придерживали деньги, так как не знали, что будет дальше. Но необходимость обновить автомобиль назрела, установилась некая стабильность, и люди наконец-то решились на покупки.

Все непростые для авторынка годы спрос на машины престижных марок падал не так сильно, как в других сегментах. Как рассказывают барнаульские дилеры таких брендов, их целевая аудитория предпочла купить пусть более «скромные» комплектации, но все же остаться в привычном для себя классе.

Интересно, что и восстанавливается этот сегмент столь же меланхолично, как и сжимался. Так, за девять месяцев 2017 года жители Алтайского края поставили на учет 393 легковых авто премиальных брендов (против 380 за тот же отрезок 2016 года).

Отметим, что в премиальном сегменте данные о регистрации новых автомобилей не вполне точно отражают число продаж местных дилеров. В этом классе покупатели, как правило, ищут автомобиль в нужном исполнении сразу в нескольких регионах. Нередко в дилерские центры Алтайского края приезжают представители клиентов из Москвы и увозят покупку в столицу автовозом.

— Оживления на рынке мы не почувствовали. Мы его создавали. Приходилось больше отдавать себя работе, в частности активнее работать с клиентской базой. Наш подход стал более индивидуальным, мы даем привилегии постоянным покупателям. При этом ценовая политика у нас теперь гибче. Мы стали зарабатывать меньше на каждой единице, но увеличили число продаж.

У продавцов автомобилей китайских марок 2017 год явно не лучший. За девять месяцев более-менее стабильный результат показал лишь барнаульский партнер Lifan: 129 сделок (-11% к показателю годичной давности). Другие бренды из Поднебесной откровенно провалились: Chery купили только 27 человек (-55%), Geely — 11 (-76%).

— Сhery обновил модельный ряд. Вместе с этим изменилась и ценовая политика. Некоторые модели в хорошей комплектации «перешагнули» за отметку в 1 млн рублей. У Geely такая же история. В этом мы видим причины спада продаж.

Нас выручило то, что в 2016 году мы взяли дилерство Ravon. Этот производитель предлагает бюджетные модели, и они пользуются популярностью. Новый бренд покупателей не отпугивает — все понимают, что это автомобили Chevrolet, просто с другими шильдиками. Их даже собирают на том же заводе.

В целом чувствуется, что рынок восстанавливается. Этому способствуют льготные программы, как государственные, так и от дистрибьютора. Например, госпрограммы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль» обеспечили нам около 10−15% продаж, льготный трейд-ин — до 50%.

— В октябре мы увидели оживление. Уверен, к концу года улучшим показатели по числу продаж. Но рынок сдерживает то, что у людей нет денег. Алтайский край — один из самых закредитованных субъектов страны, и банки не спешат выдавать новые ссуды. Из пяти желающих оформить кредит одобрение получают лишь один-два.

Покупатель, с одной стороны, боится скачка цен на автомобили, а с другой — уже привык к льготным условиям, скидкам и акциям. Всегда спрашивают, будет ли какой-нибудь подарок, спецпредложение и т. д. И многие откладывают покупку в ожидании распродаж.

Я по натуре осторожный оптимист и думаю, что рынок в целом по России продолжит восстанавливаться и в 2018 году. Полагаю, если не будет катаклизмов в экономике, рост составит не ниже 10%.

* — по итогам января — сентября 2017 года.

В июле государство запустило программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».

По ним давали скидку на уплату первоначального взноса автокредита в размере.

10% от стоимости приобретаемого автомобиля, а также снижали ставку автокредита на 6,7%.

В кредит по госпрограммам можно было купить легковой автомобиль российской сборки стоимостью до 1,45 млн руб­лей. К ноябрю выделенные на программы деньги досрочно закончились, но Минпромторг обещает возобновить их в 2018 году.