Алтайские сельхозпроизводители говорят о нетипичной ситуации на рынке сои. Мегапопулярная экспортная культура,которая еще недавно на раз-два отгружалась с Алтая в Китай,легла тяжелым грузом: звонков от трейдеров нет,интереса тоже. Между тем внутренняя переработка этой культуры оставляет желать лучшего: агрохолдинг,который в прошлом сам культивировал производство сои в регионе,погряз в банкротстве. Другие предприятия на серьезные объемы не замахиваются. Чего ждать в такой ситуации,не понятно.
Урожай высокопротеиновой сои. Сергей Бутин
Сельхозпредприятие «Кадниковское» из Мамонтовского района с соей,можно сказать,на «ты»: возделывают ее здесь уже много лет. В 2016 году директор хозяйства Юрий Калинин пошел на эксперимент — засеял часть полей импортными семенами,выделенными агрохолдингом «Юг Сибири».
Через пару лет холдинг начал банкротиться,взаимоотношения между партнерами не заладились. Дело дошло до суда,но даже это не отбило у Калинина желания заниматься соей.
По словам фермера,площади под этой культурой хозяйство не расширяет — работает над увеличением урожайности. В этом году в «Кадниковском» собрали 5,5 тыс. тонн сои. Вот беда — спроса на нее нет. Юрий Калинин утверждает: если раньше первые звонки от закупщиков начинались уже в августе,когда соя еще стояла в полях,то сейчас,когда урожай лежит в закромах — тишина.
В хозяйстве «Октябрьское» с соей в этом году чуть не задалось — из-за засухи урожайность оказалась ниже прошлого года,но предложить рынку все равно есть что. Директор предприятия Алексей Бабаков рассказывает: прошлогодний урожай сои почти весь ушел за пределы региона.
«Как только начинались звонки от трейдеров,мы понимали,что есть большой заказ из Китая. Начинали торговать. Что в этом году происходит,понять сложно. Говорят,что из-за российских ограничений китайцы переключились на поставщиков из Украины», — сообщил Бабаков.
Соевая промышленность в Китае развивалась вместе с экономикой страны. К уже существующим соевым продуктам,таким,как нерафинированное масло и соевая мука,постепенно добавилась продукция высокой переработки.
Традиционные продукты,полученные путем переработки соевых бобов — это в основном соевый творог,палочки из соевого творога и соевый творожный сыр.
Эти продукты производятся на перерабатывающих заводах. Производство современных продуктов,таких,как соевое молоко,мука,изолированный соевый белок,концентрированный соевый и структурный белок,также постоянно возрастает,наряду с производством соевых продуктов здорового питания — фосфолипидов,сапонинов,изофлавонов,олигосахаридов и пищевых волокон.
Отечественный рынок сои «тряхнуло» еще зимой,когда государство с 1 февраля 2021 года ввело ограничительные меры в виде экспортных пошлин в размере 30% от таможенной пошлины.
Но трейдеры к этому оказались готовы и буквально за неделю до введения санкций смогли вывезти за пределы страны рекордное количество сои: в четыре раза больше,чем за аналогичный период 2020-го.
Как сообщили altapress.ru в Алтайпищепроме,несмотря на принятые ограничительные меры,экспорт соевых бобов из Алтайского края в натуральном выражении в январе-октябре 2021 года составил 36,8 тыс. тонн. Снижение составило 22%.
Единственный плюс — цена. «За обозначенный период сои вывезено на 13,5 миллионов долларов США. В стоимостном выражении имеется рост на 11,28%", — отмечают в ведомстве.
Сейчас экспорт сои вновь официально ограничен — таможенные пошлины хоть и снизились до 20%, но все равно действуют аж до сентября 2022 года.
Посевные площади сои в Алтайском крае,тыс. га
2016 — 30,9
2017 — 61,6
2018 — 115,4
2019 — 149,5
2020 — 131,5
Надо сказать,что вывезти сельхозпродукцию нового урожая из Алтайского края стало весьма проблематично,и дело не только в пошлинах. В хозяйствах говорят о проблемах с получением фитосанитарных сертификатов на партию и долгих очередях на границе с Казахстаном.
О наболевшей проблеме в начале ноября во всеуслышание заявили «соседи». Национальная ассоциация переработчиков масличных культур Казахстана считает,что действия российских контролеров злонамеренны.
«По информации от российских экспортеров,поступило распоряжение «сверху», чтобы Россельхознадзор затягивал оформление документов всеми возможными способами,а именно: максимальным сроков выдачи фитосертификата(грузы будут оформлять не менее 14 дней) и тщательной проверкой каждого транспортного средства», — говорится в сообщении.
Казахстанские партнеры говорят,что из-за сложившихся проблем контракты на поставку масличных из России уже срываются.
Соя для Алтая совсем не в новинку: возделывать ее начали еще в 30-х годах прошлого века. Активно пошла она в поля в брежневский период,вместе с «царицей полей» кукурузой.
В лихие 90-е вместе с животноводством соевая тема в регионе зачахла. В 1992 году ее посевы были сведены фактически к минимуму,до 20 га на весь Алтайский край. Сейчас ситуация совершенно иная: выращиванием сои в регионе занимаются более 300 хозяйств.
Меж тем,рынок внутренней переработки крайне ограниченный. Агрохолдинг «Юг Сибири», который до своего банкротства сам продвигал выращивание данной культуры,больше не существует.
Более того,арендатор его мощностей — Бийского и Барнаульского маслоэкстракционных заводов,где в былые годы перерабатывалось до 150 тыс. тонн сои в год — от этого направления в принципе отказался.
В Алтайпищепроме пояснили,что группа компаний «Благо» закрыла предприятие в Бийске из-за его технологической изношенности и будет использовать площадку только для перевалки сырья.
Завод «Бинака» в Калманском районе,до 2018 года выпускавший корма для животноводства на основе сои,долгое время не работает. В администрации района altapress.ru пояснили,что новый собственник планирует возобновить производство,но о переработке сои речь не идет.
Есть в регионе еще несколько соевых производств,но объемы их закупок совершенно незначительные. Вопрос со сбытом выращенной сои для алтайских сельхозпроизводителей остается открытым. Сами они рассчитывают,что хотя бы к будущей весне ситуация сможет исправиться,и Китай вновь повернется к нам лицом.