Чтобы принять правильное решение,аграрию надо учитывать постоянно меняющиеся «вводные» — а это десятки параметров. Теперь на помощь его интуиции и опыту пришел искусственный интеллект и мастерство программистов,сумевших вникнуть в специфику аграрной отрасли и предложить инструменты повышения эффективности. О том,где и как работают эти новшества и какой дают эффект, — в обзоре altapress.ru.
Ферма. Иллюстрация freepik.com/macrovector
Механизатор Дмитрий из сельхозпредприятия «Победа» Курской области отработал на комбайне «Джон Дир» шесть лет,а осенью 2020 года впервые убирал пшеницу по-новому.
Техника та же,человек тот же. Но,если присмотреться,механизатор,сидя за рулем,к «баранке» не прикасается. Управление движением техники взял на себя автопилот системы Cognitive Agro Pilot*.
Вот механизатор выруливает на поле. Затем кнопкой планшета запускает в работу Agro Pilot*. С этого момента кромку поля точно удерживает автопилот — захват не более 10 сантиметров.
Дмитрий уже не просто комбайнер. Как пилот самолета,он следит за параметрами «полета» — углом наклона жатки,обмолотом и т.п. «Конечно,стал меньше уставать», — говорит он.
Впервые автопилот компании Cognitive Pilot(дочки Сбера) прошел испытания в Сибири в 2019 году — в Томской области. Здесь его установили на комбайне Acros* 585 хозяйства «Межениновское», яровую пшеницу убрали со 120 га.
Местные комбайнеры поначалу восприняли новшество с беспокойством: не останутся ли они без работы? Но успокоились: с установкой автопилота выработка только повышается.
По сути,Agro Pilot* — это «мозги» и «глаза» комбайна: блок автоматического управления,видеокамера,дисплеи,кабели и пр. Их устанавливают на технику любого производителя,новую и бывшую в употреблении.
Автопилот «видит» и «понимает» обстановку в поле по ходу движения техники,распознает препятствия. Причем в любую погоду — ведь он не зависит от GPS и сотовой связи. В хозяйстве «ЭкоНивы» в Калужской области он справился с полем полегшей пшеницы. А на ферме в Оренбургской области убрал кукурузу на заснеженном поле.
К концу осени 2020 года автопилоты трудились уже более чем на 350 комбайнах в 35 регионах страны. Выбор аграриев понятен: скорость уборки повысилась на 25%. Прямые потери урожая сократились на 8−13%, расход топлива на 5%. Окупаемость — один-два сезона.
Сельхозпредприятие «Крупно» из Ростовской области стало первым в стране пользователем облачного сервиса «История поля» от инженерного центра «Геомир». Новшество предложил предприятию Сбер. Но зачем он понадобился аграриям?
Тут все ясно: обрабатывает хозяйство 8,5 тыс. гектаров,и даже если «пропадать» в полях круглые сутки,можешь не узнать,что происходит на одном из участков. Облачный сервис в корне изменил ситуацию. Снимки всех полей оцифрованы,хранятся в облаке и обновляются по мере созревания урожая. Что это дает?
Открываем «Историю поля» на компьютере и видим знак тревоги: на одном из полей — неоднородность. Это сигнал — надо ехать в поле и разбираться в причинах: это сорняки,просев,болезни или что-то еще.
На месте делаем снимок проблемного участка и тут же вводим его в приложение на телефоне. Все параметры,включая местоположение участка по GPS-координатам,поступят в систему — их тут же увидит главный агроном и примет решение,что делать.
«История поля» стала в хозяйстве главным помощником агронома. К тому же,сервис интегрирован с сайтом «Пестициды.ру». И если проблема — в болезнях и вредителе,сайт сразу посоветует «лекарство» — объемы,сроки и кратность применения средства защиты.
«История поля» нужна тем,кто пришел в АПК всерьез и надолго. Между тем,оцифровка карт может принести и быстрый результат.
«В нашем сервисе можно сравнить реальные границы полей с кадастровыми. Мы часто выявляем нестыковки — хозяйство обрабатывает не все земли. Если их ввести в оборот,можно получить дополнительный доход», — говорит маркетолог компании «Геомир» Людмила Примако.
Посчитайте,сколько могут принести дополнительные засеянные,скажем,гречихой 50 га! К слову,на практике снимки полей получают как со спутников,так и с помощью дронов. Агродроны — один из продуктов «Геомира».
Довольно быстрый эффект может дать и мониторинг техники. Датчики и метки,поставляемые инженерным центром,позволяют отслеживать перемещение транспорта и сотрудников — и эти данные тоже поступают в систему. Когда она заметит перерасход ГСМ,отклонение машин от маршрута,а людей от графика,подаст знак тревоги.
«История поля» дает управленцу хорошую аналитику — все данные с полей,датчиков,спутников,дронов хранятся бесконечно. Можно понять,как обрабатывали поля,какая была погода и урожайность,какие технологии применяли и какой они дали эффект.
И это не стопка документов и не километры нечитаемых таблиц. Это история производственных процессов в электронном и понятном виде,которой легко пользоваться и принимать верное решение.
«Реально крутой инструмент. Он помнит то,что не помнит агроном, — тут недопахали,там недоубрали», — такой отзыв оставил один из покупателей.
Сервис не требует покупки дополнительного оборудования — достаточно обычных компьютеров и смартфонов. В «Геомире» рекомендуют его хозяйствам с обрабатываемой площадью не менее 1 тыс. га.
Агрокомплекс «Вощажниково» из Ярославской области давно пытался найти ответ на вопрос: как надоить 38 кг молока от одной коровы?
Ответ помогла найти компания «Мустанг Технологии Кормления» — производитель кормов для сельхозживотных,предложившая новшество: сервис «Онлайн-ферма», основанный на технологиях искусственного интеллекта. Компания также входит в экосистему Сбера.
Компания 28 лет поставляла корма и внедряла технологии кормления,помогая фермам достигать лучших результатов. Появление цифровых продуктов стало логичным развитием компетенций компании — с 2018 года здесь создают и внедряют цифровые решения для АПК.
Теперь специалист агрокомплекса,открывая компьютер или приложение на телефоне,может точно узнать все производственные показатели и себестоимость в онлайн-режиме.
Он видит на экране все главные показатели: 180 параметров(зоотехнические,ветеринарные и управленческие). Стрелка вверх — показатель улучшился. Стрелка вниз — ухудшился,надо разбираться.
Если сервис увидит отклонения — вышлет оповещение посредством смс,почты и телеграм-бота. Причем с указанием причины отклонения,что помогает оперативно на них реагировать.
«Онлайн-ферма» не просто выдает показатели — она дает возможность понять,что именно повлияло на снижение надоя и увидеть точки роста предприятия. И даже составить прогноз по 80 показателям на 16 месяцев вперед. Проверка показала: точность прогноза — 97%.
До установки сервиса в агрокомплексе «Вощажниково» считали,что надоить 38 кг в сутки с одной коровы и сохранить рентабельность невозможно. «В 2020 году мы смотрели на прогнозы,где надои в мае 21 года составляют более 38 кг,и не верили в это,но сервис оказался прав», — делится генеральный директор Олег Долинный.
Сервис позволяет заглянуть в будущее и увидеть точки роста. Проверить управленческие решения можно в цифровом клоне фермы и не ставить дорогостоящие эксперименты.
В компании «Мустанг Технологии Кормления» полагают: наибольший эффект получат фермы,содержащие не меньше 800 голов.
Антон Милютин,
управляющий Алтайским отделением Сбербанка:
— Компании,которые сегодня входят в экосистему Сбера,представляют много интересных и полезных разработок для сельхозтоваропроизводителей. Разумеется,мы заинтересованы в том,чтобы в нашем регионе эти направления получили заслуженное внимание и развитие,ведь современные высокотехнологичные решения для многих могут стать ответом на вызовы,связанные с экономикой производства и влиянием погодных факторов. Это,например,автопилот Cognitive Pilot,сервисы «История поля» и «Онлайн-ферма». Эксперты компаний экосистемы Сбера,приглашенные на «День сибирского поля», расскажут сельхозтоваропроизводителям о новых возможностях современных технологий".
* Когнитив Агро Пилот,Агро Пилот,Когнитив Пилот,Акрос.